В пятницу, 20 апреля, в Москве, в зале заседаний Совета Федерации, состоялось совместное заседание Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по местному самоуправлению и Общероссийского Конгресса муниципальных образований на тему «Многообразие муниципальной жизни в регионах России: законодательство, теория, практика».

Совместное заседание было проведено под руководством Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко. В его работе приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, члены Совета Федерации, руководители и представители российских регионов, главы муниципальных образований.

От Республики Дагестан в заседании принял участие Председатель Правительства РД Магомед Абдулаев. В своем докладе премьер-министр обратил внимание присутствующих на ряд важных аспектов в теории и практике развития местного самоуправления в нашей стране и Республике Дагестан. В частности, он  отметил:      «Становление института местной власти в стране проходило в условиях формационных перемен, реформирования всего уклада жизни, глубоких сдвигов в социальной психологии и общественном сознании. С этим связаны были деформации и перекосы в формировании местного самоуправления, развитие местничества, возникновение противоречий  с органами власти другого уровня. Одни требовали свести функции местной власти к минимуму, другие, наоборот, сделать ее фундаментом всей политической надстройки. Возникала проблема управляемости, соподчинения местной власти государственной, утраты контроля над деятельностью муниципалитетов, выхода их за рамки своих полномочий в условиях несовершенства существующего законодательства.

С этим связан вопрос о принципах организации деятельности органов местного самоуправления. Здесь важно учесть и российский, и зарубежный опыт. Там, где местное самоуправление развивается наиболее успешно, оно организовано на принципах  самодостаточности и саморазвития.

У местных органов власти должна появиться возможность рационально управлять своими ресурсами, обеспечивающая повышение качества жизни и создание стимулов к саморазвитию и самореализации.

Необходимо, чтобы федеральное и региональное законодательства обеспечивали доходные источники, самостоятельность и ответственность муниципальной власти по возложенным на нее обязательствам, а также права граждан, сопряженные с полномочиями местной власти, которые гарантированы Конституцией Российской Федерации.

Вместе с этим возникает общий методологический вопрос: возможно ли в сегодняшних экономических условиях нашей страны перераспределить доходные, налоговые источники в пользу местных бюджетов, чтобы обеспечить их самодостаточность? Ведь есть высокодоходные территории, где сконцентрированы основные финансовые и производственные или сырьевые ресурсы страны, но есть и депрессивные регионы и территории.

Что можно сделать, не допуская чрезмерного ослабления вышестоящих уровней бюджета, чтобы усилить местный бюджет и самофинансирование местного самоуправления?

В  связи с этим можно было бы передать на местный уровень налог на доходы физических лиц — 100%, налоги на имущество юридических лиц — не менее 50%, а может быть и 100% в особых условиях, дополнительно к существующим налогам, отнесенным к местному уровню (налог по упрощенной системе, единый налог на вмененный доход, земельный налог, налог на имущество физических лиц).

В необходимых случаях, чтобы обеспечить сбалансированность местного бюджета, можно было бы отчислять туда и часть налога на прибыль.

К примеру, махачкалинцы во все уровни бюджета в 2011 году уплачивают около 15,6 млрд рублей налогов.

И при этом столица Дагестана не может самостоятельно планировать развитие своей территории. За последние 20 лет население города удвоилось и составляет 712 тысяч человек.

Городу не хватает 18 тысяч ученических мест, в детские сады на очереди стоят 22 тысячи детей. Избранный Президент РФ Владимир Владимирович Путин поставил задачу решить к 2014 году вопрос с обеспеченностью населения дошкольными образовательными учреждениями. Как решить эту проблему? Ведь ежегодно надо строить несколько школ и детских садов общей стоимостью примерно один млрд. рублей, пока ситуация не стала критической.

Город обращается во все уровни с просьбой включить его социальные объекты в программы социально-экономического развития. Отсюда напрашивается идея децентрализации, предложенная Президентом Дмитрием Анатольевичем Медведевым. И все это надо связать с механизмами стимулирования органов самоуправления.

Следующий важный вопрос – это стимулирование развития экономики, создание благоприятного инвестиционного климата. На местном уровне для решения этой задачи также требуются ресурсы.

Речь идет о формировании инвестиционных площадок. Для этого необходимо на выделенных земельных участках разместить инфраструктуру и подготовить проектную документацию.

Город Махачкала выделяет более 10 территорий для инвестиционных площадок, однако вопрос упирается в финансирование указанных выше работ. Отсюда следует, что муниципалитеты должны иметь «бюджеты развития», чтобы предлагать готовые, привлекательные площадки для потенциальных инвесторов.

«Бюджет развития» необходим также для поддержки инноваций, поощрения малого и среднего бизнеса. Он станет ядром инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и инноваций.

Хотелось бы обратить внимание коллег еще нанекоторые важные аспекты.

Первый. Как уже было, сказано сегодня существует острейшая проблема быстрорастущих городов, как столица Дагестана. В этих случаях на местном и региональном уровнях не удается удовлетворительно решить проблему развития инженерной и социальной инфраструктуры. Помощь оказывается и на федеральном уровне.

Однако этого недостаточно. Здесь нужен нетрадиционный, нелинейный подход программирования и финансирования развития территории. Необходимо динамику объема износа и дефицита инженерной и социальной инфраструктуры перекрывать объемами нового строительства.

Вторый. На мой взгляд, статус крупных городских агломератов (500 тыс. человек и выше) необходимо поднять и отличить по закону от статуса поселений, муниципальных районов и городских округов. Надо расширить их публичные функции (по примеру крупных городов в зарубежных странах), вернуть органы социальной защиты, здравоохранения, занятости населения. Учет особых категорий населения должен быть у местной власти, наиболее близкой к людям.

Третий. Мы переходим к электронному формату по всем видам услуг и взаимодействия между ведомствами и организациями. Вместе с этим социальные структуры усложняются и необходимо модернизировать методы управления ими.

Настало время управлять скорее параметрами, а не людьми и процессами. Достижение определенных параметров (показателей) ложится в основу оценки эффективности деятельности органов управления.

В связи с этим для усиления взаимной ответственности и расширения демократии местным органам  власти (через представительный орган, а также местный референдум) необходимо предоставить право на вынесение оценки  эффективности деятельности государственных органов и служб, осуществляющих функции на соответствующей территории.

Это приведет не к ограничению властных функций госорганов, а усилит контроль  со стороны населения, чтобы они исполняли свои обязанности, а не превращались в закрытые структуры.

И последний. В Республике Дагестан существуют депрессивные территории, в основном это горные районы. Сейчас там происходит вымывание населения, сокращение сферы экономической деятельности.

Основная причина: ограниченность ресурсов (вода, газ), слабая инфраструктура (плохие дороги, труднодоступность, рост накладных расходов при поставках на рынок местной продукции, как следствие слабая конкурентоспособность). На мой взгляд, надо выработать общую государственную политику содействия таким территориям.

Всякие предложения разумны, если общие экономические условия и возможности государства позволяют их учесть. Руководство страны перед всеми нами поставило большие, но выполнимые задачи по поднятию уровня жизни населения. Органы власти совместно с населением в состоянии их решить.

В заключение хочу выразить благодарность руководству Совета Федерации и Общероссийского Конгресса муниципальных образований за предоставленную возможность участия в работе сегодняшнего заседания.